В качестве подготовки перед началом сварки между соединяемыми поверхностями насыпают флюс. Расплавленный флюс образует шлаки, а они необходимы для проводимости тока.
Вначале между электродом и основным металлом возбуждается дуга. Специальный механизм постоянно подает электрод в зону сварки. При сварке изделий большой толщины этот же механизм и обеспечивает колебания электрода. Помимо этого, механизм, по мере того как выполнено соединение, поднимается вверх. Под влиянием горения дуги флюс начинает плавиться и дуга перестает гореть, в то время как электрический ток все еще проходит от электрода к основному металлу.
Флюс, плавящийся в ходе горения дуги, плавит металл и подающийся электрод. Электрод в данном случае играет роль присадочного материала. Помимо этого, флюс также способен выполнять и защитную функцию - он защищает металл от воздействия воздуха. Обычно, чтобы в ходе сварки жидкий металл и флюс не могли вытечь за пределы основной зоны сварки, применяют специальные накладки, устанавливаемые с каждой стороны соединения. Накладки, как правило, изготовлены из меди, а водяное охлаждение не позволяет им расплавиться. Накладки сами по себе неподвижны и поднимаются только вслед за электродом.
Электрошлаковая сварка применяется для сварки металлов, обладающих повышенной плотностью - чугуна и стали различного состава, меди, титана, алюминия и их сплавов.
Недостатками электрошлаковой сварки следует считать то, что подобного рода сварка возможна только при толщине металла более 16 мм. Кроме того, она позволяет сваривать только вертикальные швы. А иногда сварка металлов требует последующей термообработки для того, чтобы сварное соединение обладало заданными свойствами.